Перейдите бесплатно на VIP подписку
Получите серию видеоинтервью с предпринимателями и их стратегиями в жизни
Скачали 25 человек

Не хочу учиться. Битва миров!

Юрий Строганов

Путешественник, муж, отец и просто хороший человек


Не хочу учиться. Битва миров! Эта заметка была навеяна очень интересными воспоминаниями из собственной жизни.

Знаете, бывают воспоминания одновременно очень приятные и очень болезненные?

Обычно именно они остаются надолго запечатлёнными в нашей памяти. Они влияют на нашу жизнь и на решения, которые мы в своей жизни принимаем. И эти решения далеко не всегда логичны и обоснованы. Чаще они совершенно иррациональны. И в тот момент, когда мы смотрим назад, мы понимаем, что это решение было принято по очень странным причинам. И оно было нелогично. Хотелось бы его отменить.

По такому алгоритму действуют многие ситуации из детства.

Сегодня я хочу поговорить об обучении. И начну с небольшой исповеди.

Начало…

На дворе 1990 год, я учусь во втором классе, и жизненные обстоятельства складываются таким образом, что я почти весь год живу с бабушкой, без родителей, а за мной присматривает наша учительница младших классов, по просьбе моей мамы. Но присматривать за мной она может только в школьное время, поэтому, чтобы быть уверенной, что я буду делать домашние задания, она регулярно оставляет меня в классе во время уроков физкультуры и труда и делает вместе со мной домашние задания. Сейчас я, конечно, ей очень благодарен. Ведь именно она сделала так, что я не стал тусоваться во дворах, наркоманить, и так далее… Но тогда я ее просто ненавидел.
И так же ненавидел свою маму, бабушку и всех, кто был причастен к ограничению моего выбора. Выбора быть спортивным, играть, наслаждаться жизнью в восемь лет.

Продолжение

На дворе 1994 год, мы живем вместе с мамой, она устроилась работать в школу, потому что по состоянию здоровья я должен быть под присмотром. Заодно она хочет помочь мне хорошо учиться и поддержать в меру своих сил и позитивного намерения. В принципе, меня это совершенно не напрягает, я рад, что часто ее вижу (а по урокам и классам мы не пересекаемся). Но вот о ней сказать того же я не могу. Дело в том, что после моего третьего класса наша школа стала очень крутой. Она одной из первых в России приобрела статус гимназии и стала лучшей школой в области и районе. Чтобы учиться в ней, некоторые ребята ехали каждый день по полтора часа в школу - при том, что она не была интернатом. А я, как вы помните, делал выбор жить яркой и насыщенной жизнью, играть в футбол, бегать, радоваться природе, ловить рыбу, фотографировать…. Но никак не быть самым умным и образованным мальчиком «на районе». И, естественно, каждый раз, когда меня заставляли учиться через силу, я, уже закаленный в «боях» с учительницей младших классов, отстаивал свою «свободу» с боем. И это далеко не всегда было образно. Я никогда не забуду первый урок по математике в пятом классе. Это был первый урок 1 сентября в новой для нас «Средней школе». Учительница выглядела очень страшно. И сказала дословно следующее: «Я очень злая. Вы уже выросли, и здесь все будет по-другому. Не так как вы привыкли. Поэтому либо вы будете соответствовать моим требованиям, либо вам сначала будет очень плохо, а потом вас выгонят из гимназии, и вы попадете в обычную школу и станете наркоманами и бездомными». Я не утрирую.

Эти слова пропечатались в моей голове навсегда. Эти слова услышали 30 детей, которым было всего по 12 лет.

И похожие вещи мы слышали от очень многих учителей. Сейчас я понимаю, что они очень гордились статусом гимназии и в меру своих сил мотивировали нас быть лучшими и тоже соответствовать этому статусу. В итоге мой свободолюбивый характер (спасибо ему за это огромное) и моя мама (ей спасибо еще большее) вступили в непримиримую схватку, которая лучше всего отражается следующей ситуацией: Я демонстративно не делаю домашние задания, не готовлюсь к урокам и учусь с “двойки” на “тройку”, при этом демонстрируя очень сильные способности - прихожу на олимпиады и занимаю первые места, выучиваю стихотворения за пять минут.… Ставлю рекорды по количеству ошибок на диктантах, но читаю быстрее всех в школе.… И в итоге заявляю всем учителям - «Я не хочу учиться! Перестаньте заставлять меня это делать». А мама тем временем делает все, чтобы я остался в этой школе, чтобы получил хорошее образование, и передо мной открылись все двери этого мира. И итогом ее борьбы за это является закономерный ответ: «Мамаша, хватит уже нас донимать. Вы разберитесь со своим сыном, он же ясно говорит - не хочет учиться»… Честно говоря, я уже не помню, как это все разрулилось. Но разрулилось. Я так и продолжил учиться с “двойки” на “тройку”, но закончил эту школу, даже частично стал ее гордостью, выиграв какие-то олимпиады по химии, получив пятерку в году по математике и что-то еще.…Но я очень хорошо помню один эпизод! Был обычный школьный урок, и наша учительница по химии обвинила меня, что я занял первое место на олимпиаде по химии потому, что списал (это была не правда), а потом, в порыве гнева на другого ученика, разбила над моей головой электронную таблицу Менделеева, показывая всей группе, где находятся щелочно-земельные металлы.
Домой я пришел, слегка потряхиваясь. У меня был мощнейший невроз. Я заикался и готов был бросить все, убить учительницу, взорвать школу.

И боялся только одного: что меня не поддержат дома.

Но в тот раз меня поддержали полностью. Мама сказала мне, что я могу делать то, что считаю нужным, и она поддержит меня в любом выборе. А учительница эта «дура», и не стоит обращать внимания на ее слова. Именно поэтому я назвал эту статью - «Битва миров».

Именно в тот момент столкнулись два мира. Мир социальный, мир ожиданий и стандартов, - и мир маленького человека.

Мир, который уже начал трещать по швам под гнетом того большого, но который выстоял благодаря поддержке самого сильного на свете мира - мира семьи.

Но давайте вернемся к обучению и выводам. Дело в том, что та самая младшая школа в итоге повлияла на всю мою жизнь. Я всегда очень легко и быстро, без обучения разбирался с любой темой, которая была мне интересна. И так же бесперспективно было меня заставлять выучить то, что интереса не вызывало. Я с трудом закончил институт, находясь под угрозой отчисления каждую сессию. И так же легко несколько раз уходил с очень интересной работы, когда появлялись задачи, наводящие на меня скуку. И в итоге я пришел к тому, что работаю с детьми и родителями и своей задачей вижу продвижения ценности «Свобода выбора» и ее практического воплощения в виде поддержки своего ребенка в его выборе. Всей этой статьей-исповедью я хочу подвести вас к одному простому выводу, который я для себя сделал, а вам, возможно, это только предстоит. Обучение не ценно само по себе.

Наша задача как родителей дать своим детям максимум ресурсов для освоения и позволить им развиваться согласно их жизненному рисунку.

Но мы не можем идти против их воли. Из-за этого она либо победит, либо сломается,и это оставит искажающий след на всю их жизнь.

Если мы непреодолимо хотим чему-то обучить своих детей, наша ответственность - потрудиться и сделать так, чтобы им было интересно!

И за это отвечаем только мы!

Не школа, не государство, не преподаватели. А лично мы. А у нас почему-то всегда нет времени, чтобы поддержать своего ребенка, либо потому, что мы занимаемся собой, либо потому, что нет сил - мы их все оставляем где-то за пределами семьи и детей!

Я всю жизнь буду благодарен родителям за ответственный подход к моей жизни и свободе выбора. Спасибо моей маме, что у нее было это время, и что она поставила себе эту задачу!

Возврат к списку

Вход в закрытую зону
Будем рады вас видеть: