Перейдите бесплатно на VIP подписку
Получите серию видеоинтервью с предпринимателями и их стратегиями в жизни
Скачали 25 человек

Как воспитать в мальчике ответственность?

Антон Скобелев

Тренер - преподаватель в Новые Родители


Как воспитать в мальчике ответственность?

Начнем с того, что ответственность не бывает тотальной.

Если, конечно, вы не достигли Внутреннего Возраста в 25-28 лет и полностью отождествляете свои потребности, желания и замыслы с потребностями, желаниями и замыслами человечества, то есть руководствуетесь всеобщим благом и реализацией.

Говоря о бытовой ответственности, мы, родители, обычно имеем в виду ответственность индивидуальную и ответственность групповую – в первую очередь, семейную.

Ответственность - очень емкое слово и в него на настоящий момент включается множество различных элементов. Начиная от исполнительности и заканчивая способностью справляться с последствиями своих поступков или с какими либо непредвиденными, не запланированными ситуациями.

Если мы говорим об ответственности индивидуальной, то зачастую это достаточно высокая задача даже для взрослых.

Чувство ответственности возникает у ребенка или человека достаточно рано (в возрасте между 4 и 5,5 годами).

Тогда ребенок уже чувствует любовь к маме и папе и восприимчив к направленной на него сердечности, любви и заботе (если, конечно, вы в достаточной мере развили в ребенке эти основополагающие качества между 3 и 3,5 годами). Чувство сердечности толкает ребенка заботиться как о любящих его, так и о любимых: может быть, уже о маленьком братике, о маме, бабушке и т.д. Если это мальчик, то к пяти годам он может защищать своего младшего брата.

Повторюсь, что чувство ответственности опирается на чувство сердечности, которое часто «отравляется» в ребенке в детском саду – лицемерным сюсюканием, скандалами и напряженной эмоциональной обстановкой в семье и других неправильных движений со стороны родителей.

Значит ли это, что воспитание ответственности начинается с воспитания ребенка позитивными чувствами в период с 3 до 3,5? Однозначно.

Ощущение ответственности возникает из ощущения сердечности так же неизбежно и естественно, как развитие скелета из хрящей при образовании плода. Физическое тело ребенка вы уже родили, пришла пора «рожать» в нем человека.

В период с четырех до пяти с половиной лет ребёнка у родителей есть прекрасная возможность с минимумом усилий и затрат передать ему чувство ответственности и вербально, и действенно. На передний план выступает папа. Так, заботясь о маме, он сообщает это ребенку: «Вот смотри, я делаю для мамы то-то и то-то, потому что я ее люблю, потому что мне не все равно, что с ней сейчас и что с ней будет».

Но что именно нужно делать? Какие примеры подавать?

Для этого нам следует прийти к ясности в вопросе, что же такое ответственность. Давайте рассмотрим само слово. Оно происходит от слова «ответ». Мы совершаем какое-либо действие, а далее получаем ответ от жизни на это действие, то есть смотрим, привело ли это действие к желаемому результату как по части цели, так и по части качества процесса; смотрим на последствия, к которым привело это действие; оптимизируем свой образ действия или целеполагание в соответствии с разницей между результатом, который мы хотели добиться, и который получили в итоге.

Этот процесс – активный поиск обратной связи на свои поступки и готовность меняться для достижения большего соответствия между запланированным и полученным (как по наличию позитива, так и по отсутствию негатива) – и есть ответственность.

Итак, папа говорит: «Я очень люблю маму, поэтому я делаю для нее то-то то-то. Я вижу, что ей это нравится и она мне за это благодарна. Но вот это маме не нравится – я узнаю у нее, что именно ей не нравится, и начинаю тренироваться совершать это действие иначе или вовсе исключить его из нашей жизни». Или: «Я очень люблю свой автомобиль, поэтому я о нем забочусь: мою на нем стекла, подкачиваю шины, проверяю заранее двигатель, и в результате машина служит мне долго, исправно, мы можем ехать куда-то далеко или близко, путешествовать или в гости, и мы все в безопасности». Или: «Вот, я пристегнул ремень безопасности, и если вдруг я дернусь (пап делает движение вперед), видишь: ремень меня держит, потому что я ответственный водитель, я отвечаю как минимум за свою жизнь».

Уверен, вы обратили внимание, сколь тесно в семье переплетаются индивидуальная ответственность (за себя) и групповая. Вопрос групповой ответственности идет несколько дальше и, по моему опыту, мало какой руководитель фирмы или компании, мало какой папа или мама берет на себя групповую ответственность, не говоря уже о том, чтобы делать это с радостью. Чувство групповой ответственности зарождается значительно позже, когда ребенку исполняется 10-12 лет, когда он объективно сталкивается с задачами, с которыми не может справиться в одиночку.

Заметьте – пока что именно чувство, а не навык брать на себя ответственность, нести, своевременно снимать, разделять с кем-то и оптимизировать!

Сейчас всё больше образовательных и воспитательных методик поддерживают развитие группой ответственности, вообще групповой работы, но, по большей части, вместо того, чтобы учить детей кооперироваться (cooperate) и использовать сильные стороны каждого из членов группы, современная система образования учит ребенка быть индивидуалистом и групповой ответственности обычно не учит. Это не мешает ее требовать или ставить в вину индивиду, то что он подвел коллектив. Я говорю сейчас в основном про школы, училища и ВУЗы, тогда как разные другие аспекты образования личности, начиная с семьи и заканчивая профессиональными тренингами, гораздо более пластичны в развитии.

Итак, групповая ответственность – это совершение какой-либо деятельности на благо коллектива, чтобы максимальному количеству людей было максимально хорошо в данной группе, в данных условиях, при наличиях данных ресурсов.

И у ребенка потребность в этом возникает реально в 15-16 лет, в то время как чувство этого – в 10-12. Здесь я говорю про физический возраст, потому что Внутренний Возраст, как мы с вами знаем, очень неоднородное понятие. Мало где вообще в мире есть дети 10-12 лет ВВ, не говоря уже о 15-16 “внутренних” годах (у Новых Родителей – есть), но проблески этого Внутреннего Возраста в разных видах деятельности неизбежно проскальзывают чуть ли не в каждом ребенке.

Вот что такое групповая ответственность в данном случае: мы как группа совершаем какое-то действие; смотрим на последствия для каждого из членов группы и группы в целом; сравниваем эти последствия с целью существования группы и целями каждого участника; вносим корректировки (в понятной, приемлемой форме доводим обратную связь до всех участников коллектива) для то, чтобы наши действия приводили точнее к запланированным и желаем результатам.

Как воспитать это в ребенке? Чтобы передавать это ребенку, папа с мамой совместно объясняют, что для них значит семья, что для них значит эта ценность: «Видишь, у нас есть мама (папа), у нас есть младшие дети, у нас есть бабушка, дедушка, у нас есть тетя... Это наша семья, это наша маленькая группа. Если кому-то из нашей семьи нехорошо, то все неизбежно начинают напрягаться и направлять свои внимание, силы и время на то, чтобы им помочь.

Индивидуальное “нехорошо” тут же превращается в общее “нехорошо”». Папа, как отец семейства, говорит и показывает своей жизнью и делом, что он берет на себя ответственность за семью: все время внимательно слушает ответы, получаемые от жизни – приводят ли действия разных членов семьи и семьи в целом к желаемым результатам. Вот семья хочет купить дом. Желание прекрасное, но подойти ответственно к покупке дома – это значит совместно или «инициативной группой» планировать конкретные шаги, отдавать себе отчет, кто что делает, и насколько это приближает семью к покупке дома, совместно приходить к выводам, что нужно поменять, чтобы это приближало в большей степени. И вносить в жизнь семьи посильные корректировки. Папа или мама демонстрируют ребенку (и на самом деле делают демонстрируемое), что, так как они берут на себя ответственность, они, по сути, выполняют функцию лидера в данной ситуации и частично – организатора.

Человек, взявший групповую ответственность, отмечает все моменты, составляет точный план, рекомендует кому-то какие-то действия, опять-таки в максимально приемлемой и максимально понятной форме, или же, получая в ответ на свои действия дисгармонию, непонимание, неудовольствие, какие-то претензии со стороны семьи за то, что он пытается ими руководить, переключается на более восприимчивых и более ориентированных на семью участников.

Уверен, о большей части написанного здесь вы и раньше догадывались, а что-то является вашим жизненным опытом. Что-то может звучать банально, но от этого не перестает быть действенным и жизненно необходимым для ваших детей и – в последствии – для ваших внуков.

Подытожим.

Ответственность передается ребенку в два этапа.

  • Во-первых, индивидуальная ответственность – за себя, за свои вещи, за самого близкого, любимого человека (в первую очередь – за маму). Первый этап проходится в возрасте от 3,5 до 5,5 лет – это более благоприятный момент. Фундамент же закладывается даже раньше – между 3 и 3,5 годами.
  • Во-вторых, групповая ответственность – она постигается, начиная с семьи. Не забывайте, что быть ответственным и быть исполнительным – это очень разные вещи. Не называйте второе – первым. Можно чувствовать ответственность и идти к какой-то цели, к результату, ответственно подходить к задаче или этапу жизни, слушать обратную связь, применять ее, адаптировать методы, но этого результата так и не достичь по различным причинам, будь то нехватка исполнительности или недостаток организационного ресурса или каких-либо навыков. Соответственно, в данном случае ответ от жизни укажет вам на отсутствие навыков, на невозможность справиться одному, на то, что задача упирается «в Гёделя», то есть принципиально не решается на текущем уровне сознания или на данном этапе развития.

Как родителям и детям преодолевать непреодолимое и решать нерешаемое, мы разберем в следующих статьях.

Пишите нам ваши насущные вопросы, и мы обязательно вам ответим.






Возврат к списку

Вход в закрытую зону
Будем рады вас видеть: