Перейдите бесплатно на VIP подписку
Получите серию видеоинтервью с предпринимателями и их стратегиями в жизни
Скачали 25 человек

Как набирать тишину

Сергей Смирнов

Психолог международного уровня. Автор уникальных психологических тренингов, семинаров и пособий по практической психологии.


Как набирать тишину

В жизни каждого человека периоды Роста, Развития, чередуются с периодами Адаптации. В жизни детей это чередование заметно особенно ярко.

В период роста происходит качественное изменение, познание нового, открытие глаз на некую область жизни и окружающего мира, принципиальная перемена в мировоззрении. В период адаптации — проверка нового знания в условиях повседневной действительности.

Вы прочитали дочери сказку, в которой главный герой был исключительно галантен с героиней, бескорыстно ей помогал, понимал все ее чаяния, а когда они наконец-то преодолели все трудности и поженились, все вокруг были так рады, так рады! Девочка вживается в волшебство, гармоничность, красоту повествования, осознает, как это здорово, когда мужчина так относится к леди — по-джентльменски... Но приходит время проверить, как оно в жизни. И удар портфелем по голове, дергание за косичку, украденная тетрадка и показанный язык, вероятно, весьма серьезно повлияют на практическое понимание того, какие мальчики на самом деле.

Есть множество как позитивных, так и негативных моментов, которые рядовой родитель допускает, участвуя в развитии ребенка. И новые родители стремятся различать, когда ребенок растет в какой бы то ни было области, а когда адаптируется.

Здесь основной ошибкой является убежденность в том, что жизнь — ежесекундное достижение, применения навыков на практике, заучивание, исполнение, преодоление, стремление удержать достигнутое. Одним словом, постоянная активность. То есть родители зачатую отдают предпочтение адаптации, забывая одно: ребенку необходимо сначала вырастить в себе то, что затем будет адаптироваться.

Адаптация и рост — это два взаимоисключающих элемента формирования индивидуальности вашего чада. Без вашего вмешательства, без вашей поддержки ребенок может либо расти, либо адаптироваться.

Помните, Эдиссон писал, что изобретатель - человек, который одной рукой пытается играть «Лунную Сонату», а другой — отбиваться от конкурентов. А если одной рукой ему приходится только учиться играть на пианино или эту “Лунную Сонату” вообще писать, а другой — защищать свое право это делать? К несчастью, это почти невозможно делать одновременно.

Почему это так? Если вы не обеспечили защиту вашего ребенка и он попадает с чем-то живым, новым и неоформившимся в общество детей с острыми локтями и языками, рост немедленно прекращается и все силы индивидуальности направляются на самозащиту.

Тут уж не до музицирования, когда проходу не дают! Утром встал, пошел в школу — не успел ни на маму посмотреть, ни с папой пообщаться. Помните, у Гришковца: сядешь с наполовину натянутыми штанами на кровать, замрёшь — и как будто тебя нету, но сразу кто-то, проходя мимо, скажет “А ну-ка быстро!” - всё, кончилось счастье!

Только засмотрелся на мир вокруг — деревья, машины, асфальт под ногами - “Не отставай! Шагай быстрее!”.

Вспомнил сон, погрузился в переживания его волшебства - вспомнить сон — “Не спи на уроке”. В окно не смотри. Не лови ворон. Не мечтай.

- Я задумался...

- Будешь еще думать у меня на уроке — два поставлю!

Не думай. Давай делай. Работай. Успевай. Ешь. Спи. Просыпайся. Иди, поступай, женись...

Товарищи, братцы, а пожить-то когда? Когда мир понять и свое место в этом мире?

В результате — нездоровая, неполноценная, задерганная и порядком к 21 году поистрепавшаяся личность, обладающая вагоном и маленькой тележкой неприменимых к жизни знаний и полным отсутствием самодостаточности, умения ориентироваться по жизни и планов на будущее.

Что делать? Помогать.

Однако, если помочь адаптироваться (социально, физически, в части разумности) мы худо-бедно научились, можем, умеем, то помочь ребенку расти мы не в силах. Сколько ни тяни росток, едва проклюнувшийся из семечки, сколько ни уговаривай “Давай расти!”, толку будет не много, а вот навредить можно запросто. Не нашими стараниями ребенок превращается из младенца в дитя, в подростка, в юношу или девушку. Как не нашими стараниями нежный росток — в могучее дерево.

Обеспечьте растение чистым воздухом, водой, теплом и солнечным светом, подвяжите, пока не окрепнет, защитите от вредителей и паразитов — дерево вырастет само. Окружите ребенка необходимой заботой, любовью, сердечным теплом и поддержкой, научитесь распознавать периоды роста и защищайте его в это время — от вырастет как внутри, так и снаружи. Из младенца-новичка в этом мире девочка или мальчик становится чувствиельным к нашим эмоциям, затем восприимчивым к логике происходящего вокруг, позднее — к конкретным и абстрактным идеям, становясь наконец-то тем, кого можно назвать Человек.

Что же это за “рост” и как его распознать?

Вам в детстве садилась бабочка на руку? Вы рассматривали травинку или муравья так, что весь мир вокруг замирал? Или, быть может, вы увлекались игрой в кукол или машинки, потеряв счет времени, и, когда заканчивали, пытались понять, где вы и что происходит? Лежали когда-нибудь на спине, глядя на летящие облака, или сидели у речки, погрузившись в созерцание темных водяных струй или собственных мыслей? Или вы пили чай, без спешки, долго и с удовольствием, оставив за бортом всё, кроме пара над кружкой, аромата разворачивающихся в кипятке листьев, вкуса напитка на губах и тишины и покоя в душе?...

“Слушай беззвучие... Наслаждайся тем, чего тебе так мало давали в жизни. Тишиной... ” - пожелала Маргарита Ване Бездомному, прежде чем покинуть Москву вместе с Мастером.

Периоды тишины — периоды сознательно выбранной пассивности, периоды расслабления — это то время, когда ваш ребенок растет. Формируется его взгляд на себя и на мир, его отношение к фактам и идеям. Категорически нельзя сбивать, трогать, отвлекать, беспокоить и навязывать какие-либо дела ребенку, пребывающему в этом состоянии! Конечно, если вы хотите иметь разумное и здоровое чадо. Если, вдруг, нет...

Когда-нибудь обращали внимание, что многим детям (и взрослым!) со временем хочется всё больше мультиков (даже тех, что уже видели), праздников — веселее, эмоций — ярче, звуков музыки — громче, резче и глубже, еды — вкуснее, подарков — дороже, переживаний — острее. Это совершенно естественно!

Представьте, что рисуете красками и не смываете кисть. Никогда. Не отходите от картины, не переводите взгляд на другие объекты, возможно, заслуживающие больше вашего внимания. Только рисуете, окуная бурую от смешения цветов кисть, пытаясь добиться яркого и чистого цвета. И чем хуже это безнадежное дело у вас получается, тем неистовее вы продолжаете.

А остановиться не так-то просто!

Выдохните. Очнитесь от гипноза суеты. Расслабьте и тело, и внимание. Послушайте тишину, в которой звучит всё разнообразие нот нашего мира.

Прополощите кисть чистой водой, смойте бурую грязь, накопившуюся с днями, неделями, месяцами переделанных дел. Вернитесь от дел — к себе.

Ведь если вы научитесь уходить в рост — в тишину, вы передадите это своим детям?

Вы видите, что ребенок устал, замотался, потерял покой, чувствительность, возможно, даже в какой-то степени разум? Поддержите его. Посадите к себе спиной, на колени. Покажите на облака за окном. Покажите на капли дождя на стекле. Качание ветви дерева. Солнце сквозь листья. Пусть ощутит спиной биение вашего сердца. Заметит ветер в кроне сосны. Шелест трав. Вой пурги и шорох снежинок по раме окна. Пар над чашкой чая. Спящую кошку. Собственное “я” без шелухи дел. Услышит сквозь всё, что он Человек.

Эта техника проста и многогранна. Умение переходить в тишину лежит в основе образования, воспитания, обучения, здоровья, восстановления, отдыха и множества других сфер воспитания ребенка и строительства семьи. Оно принципиально меняет жизнь нового родителя.

Но не думайте, что будет сразу и просто. Можно написать об этом трактаты и тома, но любая техника становится действенной лишь при наличии соответствующего объема понимания, тренировок и практики.

Дерзайте.






Возврат к списку

Вход в закрытую зону
Будем рады вас видеть: