Перейдите бесплатно на VIP подписку
Получите серию видеоинтервью с предпринимателями и их стратегиями в жизни
Скачали 25 человек

Интерактивная психология. Антон Скобелев

Антон Скобелев

Тренер - преподаватель в Новые Родители


Интерактивная психология. Антон Скобелев

Ответы на Вопросы:

«Посоветовавшись с мужем, решили, что больше всего нас интересует тема выявления индивидуальных способностей ребенка с целью их развития, методики эмоционального и физического развития (хочу подчеркнуть, что речь идет не об изучении языков с пеленок, не опережающее развитие, а своевременное, дабы не упустить момент) как выявить момент, наиболее подходящий для развития навыков, например письма или арифметики».

Классическая детская психология, равно как и педагогика, по большей части ответила на данный вопрос. Ответила множеством разных способов и образов, повторяющих, дополняющих, местами отчасти противоречащих один другому. Если синтезировать наиболее общие принципы, понимание и воплощение которых посильно, в общем-то, любому родителю, то выглядит это, по моему опыту, следующим образом.
  • Давайте ребенку пробовать.

    Четко отслеживайте моменты, когда вы ограничиваете его действия из собственного беспокойства или соображений удобства, разбирайте их и старайтесь предоставить ребенку максимальную свободу контакта с внешним миром. Презентуйте ему внешний мир, давайте пояснения к объектам, с которыми он сталкивается, с самого раннего возраста. Имейте в виду, если у вашего сына или дочери предрасположенность к цепкости, лёгкости и силе, из него может вырасти скалолаз мирового масштаба, но достаточно один раз испугаться за него/нее, полезшего на приставную лестницу, рявкнуть или взвизгнуть: «Отойди! Немедленно стой! Это опасно!» - и привет. Заранее готовьтесь к тому, что ребенок будет контактировать с опасными вещами, и продумывайте стратегию страховки ребенка без истерик и объяснений опасных моментов.
  • Уменьшайте контроль.

    Ребенок следит за вами 24 часа в сутки. Следите ли вы за ним? Наше внимание и подсознательное желание конкретных действий и качеств накладывается на ребенка подобно бетонной плите. Настойчивое наблюдение и контроль заставляют гибкую психику адаптироваться под то, что нравится или не нравится вам, а не отзываться на то, к чему есть предрасположенность в конкретном возрасте.
  • Знайте основные периоды внутреннего возраста (ВВ) и натренируйтесь взаимодействовать с ребенком на их основе.

    Рисование, предложенное сухо или излишне «сюсюкательно» в тот момент, когда ребенку необходимо чувство к сердечности, скорее всего не вызовет отклика, даже если предрасположенность к нему есть. Занудная таблица умножения перебьет любую тягу к математике как к царице наук, если будет подано на уровне физики разума (зубрежка), в то время как ребенку требуется чувство к творчеству.

    Даже всего эти три простые шага при осмыслении, проживании и внедрении в созданную вами жизненную программу ребенка, непременно приведут к его гармоничному и своевременному развитию.

“Как воспитывать ребенка правильно, если один из супругов - истерик?”

Замечу, что обычно «истерик» - крайне субъективная оценка, и оценивающий не видит и не понимает причин и процессов, происходящих в «истерящем» человеке. Я бы воздержался от данного термина.

Так или иначе, при излишней эмоциональности одного из супругов, необходимо сперва воспитать новыем качества в супругах, причём в обоих. В одном – терпение. В другом – самовыражение, лёгкость чувств и самоконтроль. Что бы вы ни делали с ребенком, как бы ни воспитывали (питали!), он будет впитывать (питаться!) тем, чему свидетелем является каждый день. Лёгкость, юмор, устойчивость и уверенность в общении с человеком эмоциональным непременно начнет впитываться его самыми зрелыми частями. В то время как части психики, отзывающиеся на бесконтрольно эмоциональное поведение следует питать покоем, компенсируя разрушительное влияние. Больше набирайте с ним/ней тишины и уходите за спину. Делайте это самостоятельно, вместе с ребенком и с эмоциональным родителем.

“Как воспитывать детей правильно, если у одного из супругов вспыльчивый, неуравновешенный характер?”

Точно так же, как и в случае с предыдущим вопросом. Вспыльчивому супругу необходимо работать над собой. Искать источник внутренних противоречий, сомнений и страхов, лежащих в основе вспыльчивости. Если родитель не прорабатывает в себе эту опасную привычку – вспыхивать и действовать реакционно, ему следует готовиться к тому, что в возрасте 14-15 лет ребенок может его побить, выбросить телевизор в окно, запустить ноутбуком в одного из родителей и, в конечном итоге, совершить что-то настолько неприемлемое в обществе, что угодит под каток закона.

Сфокусируйте 70% сил, внимания и воли на работе с собой. Дабы своим примером, «бревном своего дела» помогать и ребенку, и своему партнеру в экстремальной обстановке. Посмотрите, чем вы можете смотивировать – негативно или позитивно – вспыльчивого родителя обратить внимание на себя.

В крайнем случае обратитесь к профессиональному психологу. Если не поможет – к работнику оперативного отдела полиции, который просто поделится опытом расследования бытовых преступлений на эмоциональной почве. Я не сгущаю, я просто знаю, что бывает. Начните разбираться с этой проблемой прямо сейчас.

“Можно ли спорить и конфликтовать при детях или надо это делать наедине? Как объяснять детям эти конфликты?”

Это зависит от того, что для вас значит “конфликт”. Конфликт интересов, порождающий переговоры, рассмотрение точек зрения друг друга, анализ ситуации, контактную коммуникацию и шаги навстречу ради гармоничного, всех устраивающего решения присущ людям с весьма высоким внутренним возрастом.

Обычно же конфликт – точка провала, когда люди «лаются», то есть находятся на уровне 1-2 внутренних лет. В лучшем случае – изливают эмоции и эмоционально реагируют на проявление эмоций друг друга, что соответствует 2,5-3 внутренним годам.

Последние два вида конфликтов не только разрушительны для психического и физического здоровья детей, но и простраивают им путь, как решать конфдликты по мере взросления – с вами, а затем – с их супругами и детьми. Помните, что вы – пример не только для ваших детей, но и для ваших внуков.

В разном возрасте ругань родителей в разной степени травмоопасна.

Запомните - это очень важно! - если вы хоть во что-то цените здоровье, психику, развитие и жизнь ваших детей, избегайте конфликтов при ребенке до 4 лет.

В противном случаем он “впитает” вашу ругань, запишет её на пленку своего роста, в сами формируеющиеся нервные клетки, и очень быстро это уйдет очень глубоко, и никакими объяснениями вы это уже не уберете.

Однако, если “битва при Аустерлице” между папой и мамой всё же случилась, начните с того, что объясните эти конфликты сами себе. Затем поделитесь своими соображениями с супругой или супругом. Придя к пониманию, из-за чего возник конфликт или просто к прощению друг друга и примирению, НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО объясните это ребенку. И говорите как есть, не вздумайте врать, лукавить и лицемерить. Дети знают о вас больше, чем вы готовы признать о себе, готворите только правду.

Например: «Я не знаю, почему я так разозлился, но мне просто невыносимо хотелось накричать. Мне очень жаль, что я не сдержался. Я постараюсь разобраться в себе. Господи, как я рад, что твоя мама меня простила. Я приложу максимум усилий, чтобы лучше себя понять и больше так не поступать».

Или: «Мы с папой поругались, так как очень устали, неправильно друг друга поняли и не смогли вовремя остановить разговор и пойти отдыхать, отложив его на завтра. Но сейчас мы уже попросили прощения друг у друга, преодолели гордость и чувство правоты, хотя это было ОЧЕНЬ нелегко. Мы будем иметь в виду, что не стОит поднимать столь тяжелую тему в усталом состоянии и под вечер. Теперь мы будем чаще решать всё мирно, и научим со временем тебя делать так же».

“Если родители часто ссорятся, как находить взаимопонимание и гасить конфликты?”

Приведу аналогию: «Если у меня всё время не хватает денег, как мне зарабатывать больше и гасить свои расходы?»

Хорошее настроение, понимание, прощение и вообще добрая воля в отношениях – это ценный ресурс, который можно как зарабатывать, так и бездарно тратить. Бывает, что вы в ресурсе, а бывает, что и нет. Но, так или иначе, следует знать наиболее дорогостоящие – убыточные – места друг друга. Если есть силы стремиться навстречу человеку и искать общее решение, то конфликта и не будет. Если сил хватает только для того, чтобы настаивать на своем, стремиться навязать свою «правоту» и «урыть» уже не супруга, а оппонента…

Три простых шага:

  • Сделать «карту минного поля» своих негативных состояний. Вспомнить, на что и когда раздражались, когда вели себя эмоционально, из-за чего «срывались с цепи» и сцеплялись с супругом/супругой. Знать, в каких зонах вы плохо себя контролируете, какие области считаете неприкосновенными и не можете гарантировать стремления в пресловутому взаимопониманию. Это может быть вопрос, связанный с критикой, с внешностью, с бытовыми делами, или просто после работы, или когда вы собрались почитать/пойти в душ/встретиться с друзьями, а он/она «начал/начала своё».
  • Практика показывает, что человек готов годами откладывать эту работу и закрыть глаза на то, что совсем недавно казалось ему невыносимым в плане конфликтов, лишь бы не признаваться себе, где у него эмоционально трудные места. Поэтому проявите волю и настойчивость. Пишите по 1 пункту в день, во что бы то ни стало. Если вы на самом деле решили что-то с этим сделать, то будь хоть потоп, хоть атомная война (упаси Боже!), а вы свой пункт запишите. А вот дальше…

  • Идите к своему супругу/супруге с повинной. Сдавайтесь. Я это называю «Сдавать своих чертей». И ваши черти очень постараются не дать вам это сделать. Воли понадобится еще больше, чем прежде. Берите составленный список или посильную его на настоящий момент часть и проводите по ней презентацию, если воли много… или просто отдавайте в руки партнету и бегите, пока осознание сделанного вас не догнало и желание вырвать у него этот предательский документ и разорвать его на мелкие клочки не повернуло всё обратно.
  • Вообще пункты 1 и 2 следовало бы учить людей делать до свадьбы, да еще и говорить по душам с родителями друг друга, выясняя, как там на самом деле что. Если бы у нас были нормальные родители, что часто не так. Но вот с 3 пунктом родители уже не помогут. Составьте друг на друга карты сильных сторон. Дескать, «вот здесь меня стоило бы и убить, но ты всего лишь сковородку в руки взяла, да и то – не ударила. Какая ты терпеливая!» Поблагодарите друг друга за все те случаи, когда к вам проявили терпение, понимание, пошли на встречу, доверили, и т.д. И с этого момента УЧИТЫВАЙТЕ СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДРУГ ДРУГА – читай, ОПАСНЫЕ и БЕЗОПАСНЫЕ.. . Дело пойдёт не сразу. Но вы справитесь. Насколько это будет уместно, мы своей работой вам поможем.

Как правильно взаимодействовать родителям в вопросах воспитания детей (да и в жизни), если Родители по Зодиаку - противоположны (например: знаки Огня и Воды, знаки Земли и Воздуха - в разных сочетаниях (например: мама Огонь, папа Вода и наоборот и т.д.)

Как человек, ведущий курсы по астрологии, сразу скажу… Выбросьте это из головы. К несчастью, в современном мире зачастую человеку дают ЛЮБЫЕ инструменты, чтобы бесконечно индульгировать (прощать себе все огрехи) по поводу вещей, которые в его собственных силах изменить, - списывать их на созвездия, психоматрицы, психотипы, гешатльты, соционические типы, тотемных зверей и прочее, прочее, прочее, прочее. Я «Козерог, поэтому ты не выпендривайся, и делай, как я говорю». Или «Я Ланцелот, поэтому…» Или «Я Тигр, а ты Козел, так что…», «У меня стихия металла на твоей стихии дерева. Поедешь на рыбалку - распущу на горбыль» и так далее. Я десятки раз слышал самую разнообразную чепуху, которую люди объясняли “Небесными Силами” лишь для того, чтобы утвердиться в своей правоте и радостно согласиться на невозможность сделать себя честнее, добрее, красивее и лучше. Мол, закон природы – против него не попрёшь.

В 90% случаев – враньё. Вранье самому себе.

Однако… Если вы действительно разбираетесь в вопросах астрологии и находите в данных наложения натальной карты супруга на свою какие-то элементы, свидетельствующие о или объясняющих грядущие или настоящие трудности, так примите их к сведению! Например, у меня Марс в первом деканате Рака и Солнце с Меркурием во втором. Мне не нужно было сто раз поскандалить с супругой после начала совместной жизни, чтобы узнать: мне не нравится, когда кто-то нарушает установленный мной порядок моих вещей; переложите стопку бумаги и холдер для ручек – и вы как будто мне печень с сердцем местами переставите. Это не вызывает у меня раздражения, не злит, не бесит. Заставляет почувствовать себя неправильно и ставит палки в колёса. О чем я свою супругу с некоторой периодичностью и информирую, так как в условиях разнообразной, изобилующей событиями и «движухой» жизни даже такие вещи могут забываться.

Итак, to make a long story short, зачастую, при отсутствии профессионализма и наличии подначивания со стороны масс-медиа, мы уделяем внимание немного не тому, чему следовало бы. И в 90-95% случаев списываем на «небесные тела» те события и качества, которые сами можем контролировать и изменять. В то время как при помощи профессионального подхода к Астрологии и прочим “тонким наукам” мы можем сориентироваться: что изменить будет труднее, а что проще, откуда и когда ждать импульсов и влияний, какие есть предрасположенности. Но, повторюсь, это инструмент, требующий немалого навыка, опыта и интуиции. Пока не разобрались сами или не нашли и не проверили на своем опыте специалиста, сосредоточьтесь на более конкретных шагах.

“Хотелось бы знать основы физического развития ребенка.”

В идеальных условиях физическое развитие ребенка прекрасно проходит без какого-либо вмешательства со стороны родителей. Вспомните основанную на реальном случае “Книгу Джунглей” Р. Киплинга. Конечно, не каждый ребенок в подобных условиях сможет выжить - дети приходят в мир с разными задатками по физическому развитию и - главное - здоровью. Но то, что ребенок может физически развиться и быть здоровым БЕЗ вмешательства родителей и современного общества вцелом - остается фактом. Другой вопрос, что при этом он не будет человеком, наделенным сознанием, тонкой чувственной “аппаратурой” и живым, развивающимся интеллектом.

Парадоксально в связи с этим то, что, когда ребенок вынашивается, рождается, растет и развивается под пристальным контролем и присмотром родителей, учителей, врачей, родственников, комитетов по защите всяческих прав, пенсионных фондов и так далее, он (или она), начиная, в среднем, с 12 лет, оказывается жертвой множества патологий физического развития. При этом общество со всеми своими институтами категорически не желает признавать свою неспособность обеспечить здоровье ребенка. При этом уровень требований, которые оно к нему предъявляет, и нагрузки, которое оно на него возлагает, ведущие к тому самому патологически, хронически нездоровому физическому развитию, считается НОРМАЛЬНЫМ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.

Школа, работа, социальная реализация, зарплата – всё это впаривается ЗА СЧЕТ ЗДОРОВЬЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ. Таков мои факты, подтверждаемые моим сознанием, моим разумом и моим опытом.

Значит, на настоящий момент, ответственность за физическое развитие и здоровье наших детей ложится на кого? Правильно, на нас с вами.

При этом бытует мнение, что физическое развитие – удел исключительно мальчиков… Но об этом чуть позже.

Так зачем же сейчас специально заниматься физическим развитием ребенка и как это делать?

Зачем:

  • Сидячий образ жизни. Общественный транспорт, дома на диване, на стуле, за уроками, во время еды, при просмотре телевизора, за компьютером, в школе, а позднее – на работе. По подсчетам, в среднем мы 12 часов сидим, 2-3 стоим и почти не ходим. Едва час наберется. Сердце едва работает, сосуды пережаты, восходящий кровоток слабенький, таз, почки, кишечник не снабжаются кровью.
  • Дефицит движения. Наше тело рассчитано на то, что где-то 6 часов в день мы носимся, как угорелые. Посмотрите на детей. Почему они могут ЧАСАМИ бегать в любую погоду, в любой одежде, сытые или голодные, лазать, прыгать, валяться, ползать? Почему вы, взрослые, не можете, не хотите, не умеете? Да вы просто разучились.
  • Воздействие физической, эмоциональной и информационной окружающих сред. Физическая среда – вода, еда и воздух, которым питаемся. В физической среде городского жителя преобладают кислоты, делающие его ткани дряблыми и инертными, закисленными. В эмоциональной среде преобладает хаотичное переключение внимания, делающее человека нервным и реакционным. В ментальной – такое изобилие трактовок фактов и ненужной информации, что мозгу для компенсаци требуются огромные источники энергии – чистый воздух, чистая вода, витамины, ферменты, микроэлементы, растительные жиры и углеводы, 21 аминокислота и всё в правильных пропорциях. И доставляется всё это в мозг кровью. А бежит по неразвитым нехваткой движения, пережатым сидячим образом жизни сосудам. И прокачивает её дряблеющее от закисленности сердце.

А теперь скажите мне, есть разница, мальчик ты или девочка в этих условиях?

Я полагаю, есть. Мальчику не надо развиваться и запасать здоровье на двоих-троих-четверых. Да, да. Я имею в виду детей, которые перенимают здоровье кровь-от-крови, плоть-от-плоти матери.

Физическое развитие и здоровье ваших детей – это здоровье ваших внуков.

Трудно дать объяснительно конкретные советы. Надо смотреть конкретный случай и делать.

“Как обеспечить воспитание ребенка с точки зрения духовности?”

Начнем с определений. Под словом “духовность” каждый сейчас, с подачи средств массовой информации и модности темы в целом, может понимать что угодно. По моему опыту, от творчества до религиозности, если опустить совсем уж радикальные и удивительные трактовки.

Так что такое “духовность”? Мораль? Доброта? Вера? Страхи или надежды, связанные с представлениями человека о Боге? Занятия хатха-йогой?

Что говорит нам Википедия:

“Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью…”

Ага! Так вот оно что!

То есть,если вы не хотите, чтобы ваши сын, дочь, внук, внучка:

  • были действенной частью общества
  • имели моральные ценности
  • следовали культурным традициям
  • были осведомлены о религиозных учениях и практиках (молитва, пост, прощение)
  • имели художественный вкус
  • и – ГЛАВНОЕ! – имели СОВЕСТЬ, то можете не заморачиваться темами духовности.

Как это часто бывает, в вопросе уже содержится ответ, надо только напрячься и поискать. Понимаю, что лень. Но если искать лень, откуда взять силы эту самую ДУХОВНОСТЬ в ребенке взращивать? Как всегда, запасайтесь, силами, волей, терпением и… НАЧИНАЙТЕ С СЕБЯ.

Да-да! С себя.

Задайтесь вопросами:

  • Насколько вы небезразличны к общественным процессам, задачам и проблемам? Как вы доносите свое небезразличие до ребенка – действием, а не словами? Что вы делаете для того, чтобы общество было сплоченнее, дружнее, лучше? Это может быть хоть сбор мусора в лесу, хоть субботник с соседями по подъезду, хоть просто искреннее, вежливое стремление поддерживать человеческие, добрососедские отношения с людьми, живущими с вами в одном доме.
  • Каковы ваши моральные ценности? Какие у вас есть в данной области установки, насколько они гибки, применительно к действительности, а где, напротив, жестки и догматичны? Какие ценности вы озвучиваете, а какие траслируете каждым днем вашей жизни?
  • Какие традиции есть в вашей семье, в вашей профессии, в вашем городе? Вы печете блины на Масленицу или красите яйца на Пасху? Вы уважаете творчество Талькова, Цоя и Б.Г.? Красное знамя и звезда традиционно вызывает у вас прилив патриотизма или отвращение? Почему имеет место что-либо из этого?
  • Предоставляете ли вы ребенку доступ к информации о филосовско-религиозных учениях мира и осведомлены ли в какой-то степени об этом мировом наследии сами? Какие практики вы используете в собственной жизни? Что для вас значит мусульманское “Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежды”, что ветхозаветное “Глаз за глаз”, что христианское “Новую заповедь принес я вам” или “Прости их, ибо не ведают, что творят”? Где в своей жизни вы по-настоящему опираетесь на какое из учений?
  • У вас есть вкус? Откуда он взялся? Какие картины, одежда, скульптура, архитектура вам нравятся? Классическая музыка или Раммштайн? Или и то, и другое? Почему? Где скрывается искусство в вашем быту?
  • Что такое совесть? СО_ВЕСТЬ. С вестью. На востоке говорят, “Совесть – голос души”, а в английском языке такого слова вовсе нет, есть “сознательность”, то есть осведомленность о своих действиях, то, что пропадает, когда человек засыпает. Вы совестливый человек? Совесть у вас есть? А у людей из вашего окружения? Когда вы поступаете не по совести, а когда – в убыток себе – по ней? И в убыток ли, если “Ничего не приобрел человек, если весь мир получил, а душу свою потерял”?

Поиск ответов на эти вопросы может занять у вас не один год.

А может, они у вас давно готовы. Или каждый месяц появляются новые.

Не надо ничего воспитывать или развивать в детях.

Развивайте в себе. А уж они не отстанут, будьте спокойны.





Возврат к списку

Вход в закрытую зону
Будем рады вас видеть: