Перейдите бесплатно на VIP подписку
Получите серию видеоинтервью с предпринимателями и их стратегиями в жизни
Скачали 25 человек

Авторитет и обучение

Юрий Строганов

Путешественник, муж, отец и просто хороший человек


Авторитет и обучение В этой статье мы поднимем крайне важную и необходимую тему для родителей - «Авторитет».
Авторитет помогает нам построить свою жизнь и жизнь своего ребенка, выстроить наши с ним отношения на достаточно большом уровне гармонии.
Авторитет, по моему мнению, - это ёмкое и собирательное понятие, поэтому сейчас мы попробуем разложить его на составные части. Понятно, что данную тему можно рассматривать с разных углов, разбирать много частных моментов и примеров, кроме того, существует много заблуждений и ошибок, связанных с ней, и об этом мы обязательно будем говорить в других статьях и на тренингах. Давайте «сначала порежем слона на части». А потом уже определим это понятие.

Для чего нужен авторитет? что же он нам, родителям или просто взрослым, дает? Почему стоит предпринять действия, чтобы он появился, был, и мы его поддерживали?

Во-первых, авторитет очень важен в ситуациях, связанных с безопасностью.

Если мы не являемся авторитетом для наших детей, то наши сообщения им не являются поводом для действия. Не являются даже поводом для обдумывания. Когда авторитет потерян, то даже если вы говорите ребенку «стой, надо сделать так-то...», и это влияет на его безопасность, он может просто сделать наоборот. Помните известную детскую сказку? Мальчик кричал, что волки пришли, и звал на помощь сначала в шутку, потом второй раз в шутку, люди верили и выбегали, а на третий раз никто не выбежал, а волки на самом деле были. Точно также и с безопасностью. Если мы не поддерживаем постоянно свою авторитетность для ребёнка и не поддерживаем в нём понимание и принятие того, что наша точка зрения (не обязательно, что она верная) имеет место быть в его жизни, то в ситуациях, связанных с безопасностью, ребёнок может пострадать. Он должен понимать, что вас важно, по крайней мере, выслушивать, а в определённых ситуациях беспрекословно выполнить сказанное.

Во-вторых, наш авторитет - это гарантия ребёнку вашей поддержки.

Если у нас есть определенный наработанный авторитет, если нас готовы слушать, то мы можем оказать любую поддержку. Мы можем сделать так, чтобы человек мог добиваться своих целей, своих намерений, приходить к своим мечтам, воспользовавшись нашей помощью и поддержкой, если пожелает. если же авторитета нет, то он и не придет к нам с вопросом или просьбой. Мы не сможем использовать весь свой наработанный жизненный опыт, чтобы помочь своему любимому чаду. Иногда мы можем наблюдать такой интересный эффект: мы хотим помочь, а эту помощь не воспринимают, и мы начинаем оказывать помощь «насильно». В этот момент авторитет просто начинает сходить «на нет», а у «жертвы» нашего желания помочь включается механизм защиты в ответ на наши воздействия. И тогда вообще может начаться противостояние, которое приводит к тому, что у детей появляются серьезные проблемы во взаимоотношениях с родителями. я думаю, что многие из вас могут вспомнить свои неразрешенные конфликты с родителями и понять, о чем я говорю. Потому что и сейчас, когда мы сами уже родители, при общении со своими старшими родственниками, когда затрагивается какая-то цепляющая ситуация из детства, мы можем головой понимать, что надо со своими родителями общаться культурно, и все равно в нас поднимается весь возможный негатив, и дальнейший разговор становится невозможным. В-третьих, авторитет становится еще более актуальным, когда мы задаемся вопросом.

Хотим ли мы научить чему-то своих детей.

Хотим ли мы помочь обучаться, осваивать новые понятия, новые мысли. Успехи в обучении, если у вас есть авторитет, - это одно, если же его нет, совсем другое. Во втором случае то предлагаю задуматься над следующей штукой: в жизни ребенку все равно придется чему-то учиться, что-то жизнь ему приготовила. Возникает вопрос: хотите ли вы, чтобы он это сделал более мягким и легким способом, с вашей поддержкой или помощью, или чтобы жизнь научила его своими способами, теми, которыми она умеет учить? я думаю, каждый из нас сможет вспомнить десяток способов, которыми жизнь учила «на грани»: на грани болезней, на грани жизни и смерти, потому что какой-то урок необходимо преподать так, чтобы его точно взяли.

В-четвёртых, авторитет влияет на атмосферу в семье.

Тут есть два аспекта. Во-первых, если он есть, атмосфера сама по себе более гармоничная, потому что авторитет, как мы будем потом говорить, - залог спокойного взаимодействия всех членов семьи. Здесь я говорю только о «раскачке» по эмоциям. Во-вторых, само по себе создание авторитета базируется на взаимоуважении и на взаимном доверии, что создает такую атмосферу, к которой стремятся многие. Поэтому, создавая свой авторитет, вы, таким образом, в любом случае укрепите семью и создадите ту атмосферу, в которой действительно приятно и гармонично жить всем членам семьи.

И, в-пятых, конечно же, авторитет помогает в самореализации, причем, самореализации каждого члена семьи.

Он помогает реализоваться детям с вашей помощью. И он помогает реализоваться вам с помощью детей. Потому что именно в этом взаимодействии, именно в этом обучении друг друга, помощи друг другу вы можете прийти к чему-то новому совместно. И важно, что именно в ситуациях реализации и продолжает нарабатываться авторитет. Так что же такое «авторитет»? я позволил себе сделать собственное определение. И это не определение в привычном понимании, моё определение – составное.

Из чего же складывается авторитет?

В первую очередь - это доверие.

Если мы доверяем друг другу, если мы готовы принять точку зрения другого человека, услышать, пустить его в собственный мир – это значит, что у нас достаточно близкие отношения, и мы можем двигаться рядом. Соответственно, без доверия самого понятия авторитета быть не может, без доверия мы не можем помочь своему ребенку. Доверие может разрушиться, если кто-то нас обманул. В нашей с вами родительской ситуации за этим тоже необходимо очень тщательно следить, потому что ребенок может обмануть случайно или ребенок может проверять границы. Соответственно, не стоит рубить топором то, что потом не сможете сшить, не разобравшись в ситуации. И нам, родителям, тоже важно держать слово, данное ребёнку. Разрушится доверие - разрушится и авторитет. Поэтому доверие – это базовое понятие авторитета.

Второе – это готовность что-либо совместно делать с ребёнком.

Очень часто наше эго мешает нам сесть и начать делать что-либо вместе с ребенком, чего мы сами не знаем и никогда не делали, или это смешно, или это глупо на наш взгляд, или что-то в этом роде. Или находятся другие отговорки: у нас на это нет времени, нет сил. Совместное же творчество (в самом широком смысле слова), не важно, какой результат оно принесёт, позволяет создавать авторитет. Помните про реализацию? Это как раз про неё. Готовность делать и совместное действие с ребёнком создают и укрепляют созданный авторитет.

Следующая составляющая в понятии «авторитет» – это партнерская позиция, что значит быть на равных.

Ведь чем взрослый отличается от ребенка? Размером и количеством опыта. Поэтому, если мы не встаем в позицию «над», если мы не указываем все время, что делать, мы находимся в позиции партнерства. Мы берем намерение свое, берем намерение ребенка и стараемся его по-настоящему увидеть, и в этот момент партнерство состоится. если же мы все время видим только свое намерение (например, «я хочу, что-бы ребенок это», «я хочу, чтобы ребенок то», «я хочу, чтоб ты сейчас сделал это») и не спрашиваем «чего в этот момент хочешь ты сам?», то мы разрушаем свой собственный авторитет, потому что у ребенка есть свои желания, свои намерения. И если мы ему не даем их реализовывать, значит, мы мешаем. И последнее, четвёртое понятие, которое входит в состав «авторитета» – это постоянный вопрос (самому себе на изучение):

«что мы можем нового узнать вместе, что мы можем нового почерпнуть в этом взаимодействии? что мы можем нового изучить, попробовать?»

И вообще желание новизны, стремление к разнообразию. Создание разнообразия позволяет быть более авторитетным, потому что оно «поглощает» чувство страха, чувство стыда, ущемленную гордость. Таким образом, мы, создавая эту новизну вокруг себя, постоянно создаем для ребенка и для себя что-то интересненькое, постоянно поддерживая интерес друг к другу и к совместной деятельности. Итак, давайте попробуем составить все это вместе: Доверие + Готовность действовать вместе + Нахождение в Партнёрской позиции и Создание Новизны делают понятие Авторитет реальным. Мы создаем наш авторитет, который базируется на чем-то реальном и на чем-то практическом, а не насилие, не на других каких-то категориях, о которых мы поговорим в следующей статье. И ещё хочется привести два анти определения понятия «авторитет» и сформулировать, чего быть не должно. Подумайте о следующих понятиях: что такое Ожидание и что такое Двойные Стандарты.

Это два «креста» на понятии «авторитет». если они появляются в семье в большом объёме, то авторитет стремительно падает вниз.

В этой статье я не буду подробно раскрывать эту тему. Пока оставим это в качестве домашнего задания. чуть позже об этом тоже будет достаточно большая подробная статья. Итак, я изложил своё определение понятия «авторитет». И хотел бы услышать вашу точку зрения.
Что такое авторитет для вас? Как он создается? И для чего он нужен?

Возврат к списку

Вход в закрытую зону
Будем рады вас видеть: